Пользователям нравятся сайты с простой, понятной навигацией – системой, позволяющей переходить с одной страницы на другую. Посетителю удобно, когда в расположении разделов легко ориентироваться, а к нужной информации можно быстро добраться.
Основные требования к современной и удобной навигации
Если человек, зайдя на сайт, пользуется навигационной системой «на автомате», это говорит о том, что ресурс соответствует трем главным критериям качества навигации.
Перечислим их:
- Во-первых, простота. Хорошая видимость всех элементов меню. Пользовательский интерфейс сайта настолько понятен, что перейти к любой странице/разделу можно максимум за 3 клика.
- Во-вторых, доступность. На любой странице ресурса присутствуют продуманные навигационные элементы, помогающие пользователю из любого раздела попасть в нужный.
- В третьих, дизайн. Хорошо оформленные элементы навигации выделяются на общем фоне, контрастны основному тексту. Они гармонично вписываются в общий дизайн сайта.
Соблюдение этих требований на этапе создания ресурса определяют его дальнейшую судьбу. Посетителей не привлекают проекты, у которых неудобная навигация. Создание удобной навигационной системы – часть работы над дружелюбностью ресурса по основным признакам.
9 основных видов навигации ресурса
На этапе создания сайта следует определить, какие блоки меню будут полезны для конкретного проекта. Можно выбрать любой вид функциональной навигации:
- Языковую. Подходит проектам с мультиязычной потенциальной аудиторией. Посетитель может выбрать знакомый язык, на котором он хочет видеть информацию. Этот вид подходит международным организациям. Им не нужно создавать однотипные сайты с повторяющимся контентом, переведенным на разные языки.
- Основную. По ссылкам, размещенным в меню, человек попадает в наиболее важные разделы. Таким типом пользуются небольшие ресурсы, число страниц которых насчитывает несколько десятков. Большинство из них на этом и останавливаются.
- Глобальную. Этот вид используют ресурсы, на которых элемент, ведущий например, к главной странице, посетители видят из любого раздела.
- Рекламную. Размещенные ссылки должны привлекать внимание клиентов к другим сайтам или страницам, предлагающим товары/услуги/работы. В каком виде это будет сделано (текстовом или графическом), зависит от фантазии дизайнера.
- Тематическую. Этот тип составляют линки, ведущие к страницам со схожей тематикой. Такой подход используют новостные сайты, предлагая перейти к похожему материалу. Следующим примером могут служить указатели для перехода на следующую статью или возврата к предыдущей публикации. Уже стало привычным видеть в фотогалерее стрелочки на каждой фотографии или под ней. Каждый клик приведет или к предыдущему фото или к следующему.
- Контентную. Как правило, внутренняя перелинковка страницы содержит гиперссылки, которые улучшают поисковую оптимизацию. Их вставляют в текст, чтобы пользователь, нажав на выделенное слово/словосочетание, сразу перешел к другому разделу либо ресурсу.
- Указательную. Крупные порталы, которые состоят из множества страниц, стараются показать пользователю, где он находится в любой момент визита. Посетителю сайта, на котором много информации, станет легче разбираться с ней.
- Географическую. Туристические проекты, крупные порталы часто иллюстрируют, к какой стране/городу относится раздел, который посещает пользователь. Дополнительно с этим типом может использоваться контентная навигация. Такая компоновка предлагает посетителю перейти к публикациям о достопримечательностях страны, другой информации о городах.
- Поисковую. Каждый человек не раз пользовался поисковой строкой для быстрого поиска интересующих материалов (товаров, услуг). Когда в строке появляется слово/фраза, выпадет список, где собраны предложения по всем опубликованным материалам. На отдельных порталах пошли дальше: они этот список дополняют теми предложениями, которые по интересующему запросу выдают поисковики.
Визуальную навигацию принято делить на 4 вида:
- Привычную текстовую. Ссылки, по которым переходят к разделам сайта или попадают на внешние ресурсы, напоминают привычный текст.
- Визуальную графическую. Этот тип визуально более привлекателен. Он создается дизайном кнопок, блоков меню.
- Экономичную HTML. С помощью этого типа полезная площадь страницы используется экономно. Для этого создаются разные формы, скрывающие громоздкое меню. Оно раскрывается, когда курсор подведен к корневой папке.
- Java и Флэш. В интерактивном меню запрограммированы определенные эффекты. Они появляются, когда человек приближает курсор к ссылке или нажимает на нее. Сделать это не просто, но выглядит очень эффектно.
Выбор типа навигации определяют особенности проекта и задач сайта. Созданные максимальные удобства для конечных потребителей создают условия для совершения необходимых действий.
Высокая конверсия – результат продуманной навигации сайта
Проведение общей оценки юзабилити ресурса необходимо, чтобы мотивировать пользователя на совершение нужного действия или перехода на конкретную страницу. Необходимо учесть все моменты: какие выбраны цвета, как расположены элементы, даже размер шрифтов имеет значение. Важно правильно создать навигацию. В зависимости от ее удобства растет число посетителей сайта, которые остаются на нем, возвращаются, сохраняют ссылку в закладках.