Диджитал-профессии популярны, а специалисты в IT сфере нужны большим предприятиям, средним компаниям, маленьким фирмам. Однако, если спросить чем занимается веб аналитик, то ответы нанимателя и претендента на должность будут отличаться. Давайте разбираться, что относится к должностным обязанностям специалиста, а также какие задачи он обязан решать.
Описание должности
Веб-аналитиком называют специалиста, который на основе собранных данных анализирует, как ведут себя посетители сайта.
Ошибочным будет мнение о профессионале, как о продвинутом пользователе ПК, который скачает специальную программу, получит аналитические данные и составит отчет.
Перечень обязанностей веб-аналитика
Сюда входит анализ поведенческих факторов ЦА и посетителей сайта, повышение его эффективности с помощью полученных данных, взаимодействие с членами команды, работодателем (нанимателем).
Необходимые знания и навыки
Начинающему специалисту по Web analytics нужно знать в общих чертах, чем он будет заниматься. Специалист обязан иметь представление о том, какие задачи веб аналитика решает для всей компании. Кроме того он должен понимать, какую информацию нужно собрать, чтобы сделать комплексный анализ эффективности интернет-ресурса, поведения пользователей и других аспектов, влияющих на работу сайта.
Перечислим основные знания и навыки, которые потребуются на первом этапе. Новичок должен:
- Разбираться в аналитических системах: Яндекс. Метрика, Гугл Аналитикс и других;
- Уметь отслеживать звонки с помощью коллтрекинговых систем;
- Владеть основами интернет маркетинга;
- Уметь проводить А/Б тестирование;
- Иметь опыт составления отчетов, рекомендаций, которые пригодятся коллегам, а также нанимателю (заказчику).
Как получить профессию веб-аналитика
Получение высшего технического образования станет хорошей базой для освоения специальности. Подготовкой веб-аналитиков на специальных курсах занимаются ВУЗы, профильные академии, аналитические компании. Пройдя обучение в рамках такого курса можно получить сертификат специалиста по Web analytics, а также повышении квалификации по специальности.
Программы обучающих вебинаров и тренингов, которые проводят опытные профессионалы, отличаются тем, что практике отводится больше половины времени всего обучения. В книжных магазинах появляется все больше профессиональной литературы по Web analytics. Интернет полон видеоуроков, статей и блогов, которые ведут опытные предприниматели.
Где работают и как делают карьеру
Рынок труда
Крупные организации чаще всего берут в штат специалиста, который будет постоянно заниматься улучшением сайта. При большом объеме работы может быть создан аналитический отдел или департамент.
Небольшие компании размещают вакансии на работу временного характера. Малому бизнесу веб аналитик нужен тогда, когда онлайн-магазин перестал приносить доход. Обычно нанимают фрилансера, который проанализирует сайт, поведение посетителей, особенности ЦА, а затем реанимирует интернет-магазин.
Чтобы найти на бирже фриланса выгодный проект исполнителю будет полезно в своем предложении указать умение выполнять другие задания. Хороший заказчик из всех претендентов скорее выберет того, кто умеет настраивать контекстную рекламу или решать задачи по сео-оптимизации сайта.
Возможности карьерного роста
В штатном расписании небольшой компании часто бывает одна вакансия веб-аналитика (Analyst). При этом уровень квалификации не уточняется. Сначала ознакомьтесь со списком обязанностей и требованиями, которые работодатель предъявляет к кандидатам на эту должность.
Крупная фирма, где много диджитал-специалистов, или ВЕБ-студия предоставят возможность двигаться по карьерной лестнице:
- Младший (Junior) аналитик или стажер в аналитическом отделе;
- Аналитик (Meddle Analyst);
- Старший (Senior) аналитик;
- Главный (Lead) аналитик;
- Руководитель отдела IT-аналитики (управления, департамента).
Начинающие карьеру работники при поступлении на работу могут быть приняты в отдел младшими аналитиками (Junior Analyst) или стажерами. От претендентов на подобную должность обычно требуется владение первоначальными навыками, которые можно получить на специальных курсах по данной профессии. Кроме того соискатели проходят обязательное собеседование. Профильное высшее образование (или техническое) не требуется, но приветствуется.
От претендента на должность старшего веб-аналитика и выше требуется опыт работы в этой профессии. Если претендовать сразу на высокую должность, то кроме опыта соискателю потребуются навыки и знания из смежных областей. Чем больше сможет предложить кандидат, тем выше вероятность того, что к нему проявит интерес потенциальный работодатель.
Сколько зарабатывают веб-аналитики
На рынке труда много вакансий для диджитал-специалистов с хорошей заработной платой. Какую зарплату может гарантировать профессия веб аналитик, зависит в первую очередь от стажа и опыта работы. Заработная плата новичка в профессии, занимающего должность младшего аналитика (Junior Analyst) или стажера составляет 600-800 американских долларов.
Более высокий уровень зарплаты у специалистов с хорошим образованием, солидным стажем работы и высокой квалификацией. Средний уровень заработной платы ведущего аналитика 1200-1500 долларов США. В среднем 2000-4000 американских долларов получает сотрудник, занимающий должность Lead Analyst.
Не только должность влияет на уровень зарплаты.
Сколько будет получать сотрудник, зависит:
- от статуса, а также размера фирмы;
- насколько масштабны проекты и задачи;
- каким опытом в аналогичной должности обладает работник;
- какими навыками, существенно влияющими на результаты работы, владеет специалист;
- какие знания из смежных областей помогут в качественном выполнении большего количества заданий;
- насколько хорошо понимает профессиональный язык маркетологов, веб-дизайнеров, сеошников и других коллег, чтобы эффективно сотрудничать с ними;
- может ли выполнять управленческие функции, есть ли опыт работы на руководящей должности.
Достоинства и издержки профессии
Многие специалисты к достоинствам профессии относят:
возможность повышения квалификации на тренингах, курсах, которые проводят отечественные и зарубежные специалисты;
большое количество профессиональных изданий;
в интернете масса книг, видеозаписей для новичков и продвинутых спецов;
высокий спрос на веб-аналитиков, работу легко находят даже новички;
постоянно изучая новинки в IT-сфере, осваивая в рамках профессии тонкости интернет-маркетинга, можно легко перейти в смежную область;
удаленная работа;
гибкий режим работы;
видеть свой вклад в результаты всей компании, на которые положительно повлияло улучшение работы сайта;
престижность профессии, представителей которой уважают коллеги и ценят работодатели.
Издержки профессии выражаются:
в разногласиях с другими сотрудниками, а также руководителями, когда возникает необходимость кардинально поменять работу сайта. Приходится выслушивать возражения типа: «Мы все делали правильно»;
заказчик неправильно формирует техническое задание. Он не является специалистом в Web analytics и не хочет углубляться в специфику работы;
нечеткость границ обязанностей аналитика приводит к тому, что его нагружают несвойственной работой;
составлять отчеты и рекомендации – монотонное занятие.
Подведем итоги
- Вы получили общее представление о профессии Веб-аналитика: обязанности, задачи, где обучают, карьера, уровень зарплаты.
- Рынок труда для специалистов в веб-аналитике еще лет двадцать будет полон вакансий.
- Если хотите престижную профессию с хорошей зарплатой, то имеет смысл присмотреться к Web analytics.