AMP – аббревиатура, означающая «ускоренные мобильные страницы» (Accelerated mobile pages). Это обычные html-страницы с открытой исходной кодировкой, сделанные по определённым правилам. Благодаря им можно существенно повысить скорость отображения веб-сайта на смартфонах. Разработаны AMP Google осенью 2015.
Функционирование AMP страниц
AMP – сильно урезанный пример стандартной страницы. На таких ускоренных html-документах сохраняется главный контент. Но отсутствует большая часть второстепенных блоков, в том числе реклама, формы для отправки сообщений или комментариев, ссылки на рекомендованные статьи. AMP имеет открытый код. Так что каждый пользователь в праве бесплатно устанавливать эти страницы.
Существует множество плагинов для автоматического внедрения на CMS . Кроме того,Гугл кэширует AMP, так что компания ещё выступает в качестве CDN. Поэтому на смартфонах документ моментально загружается даже при медленной передаче информации. Ускоренные страницы создаются посредством специально спроектированных для этого тегов HTML и кода JavaScript. На AMP будет лишь небольшой набор главных блоков и эффектов. Это урежет рекламу, красоту, функциональность и отзывчивость сайта, но значительно ускорит загрузку.
Пользователи интернета могут попадать двумя сильно отличающимися способами:
- В первом случае идёт обычная передача информации с веб-сервера, где размещён ресурс, на браузер читателя. В данной ситуации нужно настроить портал так, чтобы он переадресовывал всех людей с плохим интернетом на специальные ускоренные AMP страницы. Кроме того, пользователь может даже сам попасть на AMP, просто добавив в конец ссылки «/amp» (чаще всего) или «?amp».
- Другой метод – просмотр сохранённой версии AMP через сайт Google. Другими словами, пользователь не переходит на портал, а просматривает кэшированный вариант на ресурсе Google. Надо ли говорить, что в этом случае владелец страницы не получает трафика, так как по факту пользователь не переходит на его сайт. Разумеется, Google всё равно зачтёт этих читателей.
Тут надо отметить, что Яндекс пока не поддерживает AMP. Это не означает, что российская поисковая система не видит страницы или считает их дублями. Просто на смартфонах Яндекс отображает обычные html-документы. Но при этом надо помнить, что AMP русский поисковик индексирует, так что эти страницы могут попадать в топ вместо основной версии даже на ПК. Так что надо быть готовым к тому, чтобы делать проверку и прописывать законы индексации в документе robots.
Достоинства AMP от Google
Важнейшим плюсом является молниеносная загрузка контента при медленном интернете. Информация о том, насколько меняется быстрота, приведена в таблице ниже:
Сервис проверки | Главный документ | AMP |
PageSpeed Insights* для смартфонов | 61 балл | 87 баллов |
PageSpeed Insights* для компьютеров | 76 баллов | 93 балла |
Сервис Pingdom | 5,9 секунд | 2,4 секунды |
Сервис GTmetrix | 18,6 секунд | 3,4 секунд |
* Баллы отображают не скорость загрузки страницы, а наличие проблемных мест на сайте, которые могут сказаться на этом показателе. Чем выше балл, тем меньше опасности. Но это не всегда влияет на скорость.
Как видно из таблицы, AMP отображаются в браузере в несколько раз быстрее. И тут надо напомнить, что при скорости загрузки выше 3 секунд пользователь нередко предпочитает закрыть вкладку Гугл и перейти на сайт конкурента. Так что моментальное отображение – критически важный параметр в борьбе за трафик.
Данная характеристика по официальному заявлению Гарри Ильеса (представитель компании Google в США) пока ещё напрямую не влияет на ранжирование сайта. Однако никто не говорил, что параметр не приобретёт такое свойство в будущем. Кроме того, помимо прямого влияния есть опосредованное. Ведь скорость загрузки воздействует на количество отказов (процент людей, которые ушли с сайта, не продержавшись на нём и 15 секунд). А вот этот критерий уже напрямую влияет на ранжирование.
Минусы AMP страниц
Создание AMP страницы даёт ряд недостатков:
- Информация о трафике не отображается в «Метрике», Гугл.Аналитике, так как эти скрипты тоже урезаются. Однако необходимые коды можно добавить вручную или через плагины.
- Функциональность заметно снижена. Например, чтобы найти нужный блок придётся прокручивать страницу, так как не будут работать кнопки и ссылки для автоматического скроллинга.
- Они обычно выглядят гораздо хуже, так как для скоростной загрузки урезается визуальная составляющая.
- На них не работают виджеты социальных групп «Вконтакте», «Одноклассники» и другие.
- Если люди будут читать документ, закэшированный в Google, то снизится трафик.
- Возможны неприятные ситуации с индексацией в Яндексе. Для решения надо настраивать robots.
Но тут важно напомнить, что большинство главных проблем решается частично или целиком.
Практика внедрения на сайте
Результат реального подсоединения AMP вполне положительный. Главным образом радует отсутствие проблем и недопонимания сайта с Яндексом. Поисковик распознаёт их, но в данной ситуации не проиндексировал.
Google же сделал это в течение 3 дней. Сразу после этого на главную страницу переходили люди. Статистика за неделю следующая:
- на страницу пришло 750 пользователей;
- из них только 400 являлись мобильными пользователями;
- и только 250 пришли на AMP.
В итоге на ускоренные страницы пришёл каждый третий от общего количества посетителей, а из мобильных пользователей – больше половины. Но всё же адаптивная вёрстка по-прежнему актуальна, так как Гугл массу людей направляет туда.
Однако имеется ряд проблем, которые выявились при аналитике трафика:
- лишь один из пользователей кликнул по рекламному блоку, конверсия низкая;
- показатель отказов оказался очень высокий, что, видимо, связано с общей непрезентабельностью документа;
- глубина скроллинга тоже низкая. Скорее всего, по той же причине;
- количество открытых за сеанс веб-страниц так же меньше, чем у адаптивных. Другими словами, люди реже переходят в другие разделы портала для чтения остальных материалов;
- почти все читатели AMP – пользователи Google.
Но такой небольшой эксперимент не является показательным, так что полезнее обратить внимание на крупные исследования и опыт больших порталов:
- сам Google неоднократно высказывал то, что порталы с AMP страницами имеют более высокую конверсию в контекстной рекламе. Показы увеличились на 80%, а CTR – на 90%;
- на русскоязычных ресурсах о нововведении Гугл отзывы обычно негативные;
- журнал Search Engine Watch утверждает, что благодаря новой технологии он повысил CTR на 25%, а конверсия кликов объявлений прибавила 63%;
- журнал Slate заявил об увеличении посещаемости на 44%;
- CNN рассказала, что монетизация проходит так же успешно, как обычной.
Можно сделать выводы, что ускоренные страницы – не панацея. Их надо применять с умом и только там, где имеется риск невероятно долгой загрузки. В первую очередь они подходят для информационных и новостных сайтов, где самой главной частью контента является простой текст, а не реклама товара или услуги.
Как установить AMP
WordPress
Для установки надо скачать и активировать необходимый плагин, что займёт пару минут. При этом получившиеся документы положительно оцениваются валидатором. В стандартной комплектации модуль не обладает настройками. Для расширения возможностей и корректировки дизайна сайта надо использовать AMP for WP. После скачивания и активации надо перейти в панель администратора и найти шестерёнку с аббревиатурой.
В главном верхнем пункте General можно делать следующее:
- блок Logo служит для загрузки логотипа на AMP страницы. Желательно использовать разрешение 190×36. В противном случае надо кликнуть по элементу «Custom Logo Size» и прописать свои габариты логотипа;
- клавиша «Front Page» даст возможность выбрать нужную веб-страницу в качестве домашней. При этом на базовом и AMP портале домашние страницы будут отличаться;
- в стандартной комплектации плагин делает ускоренными лишь записи. Когда нужно, чтобы метод применялся для каждой страницы, надо кликнуть по кнопке «AMP on Pages».
Так как обычно AMP отключает аналитику Гугла, то в пункте Analytics можно включить метрику, для чего в строке Google Analytics надо вписать свой идентификатор. Кроме того, имеется элемент «Use Google Tag Manager», который активирует аналитику диспетчером тегов.
Раздел Design сделан для корректировки страницы. Клавиша Launch Post Builder активирует специальную технологию, с помощью которой можно перетаскивать блоки, редактируя дизайн страницы. |
Раздел SEO позволяет корректировать метаданные , которые задаются модулем Yoast SEO, создавать в шапке собственный HTML-код, индексацию страниц архивов и категорий. В случае, когда на портале не установлен Yoast SEO, настройки лучше сохраните по умолчанию. |
Раздел Menu предназначен для корректировки дизайна меню. |
Раздел Advertisement позволит скорректировать вид сообщений AdSense. Можно выбрать один из четырёх главных типов: под футером, над шапкой, над статьёй, под ней. В последнем случае надо нажать ссылку AD #4. Также можно определить габариты сообщения. Здесь же можно скорректировать отображение ссылок на рекомендуемые статьи. |
В пункте Single можно изменить дизайн и отдельные блоки страниц записей. Например, можно вставить иконки соцсетей, ссылки на похожие публикации. |
В пункте Social Share можно активировать кнопки шеринга соцсетей. |
В пункте Structured Data можно скачать картинки для микроразметки . Поисковые системы могут применять их при создании сниппета. |
В пункте Notification корректируется внешний вид уведомлений. |
Пункт Translation Panel позволяет перевести главную навигационную панель на русский. |
Через пункт Disqus Comments устанавливается модуль комментирования Disqus, для чего надо кликнуть по клавише «Disqus Comments Support». Иначе будут отображаться уже написанные сообщения и ссылка «Комментировать». При клике читатель будет отослан на основной вариант страницы. |
Пункт Advance Settings активирует AMP домашней веб-страницы, а ещё рубрик и архивов. Для этого надо воспользоваться блоками Homepage Support и (немного пониже) Archive Page Support.
Тут же элементом Non AMP Homepage link in Header and Logo владелец сайта может поставить ссылку на основной вариант домашней страницы в наименовании портала и логотипе. Блок Mobile Redirection активирует перенаправление абсолютно всего мобильного трафика с адаптивного варианта веб-ресурса на AMP. Но последней функцией лучше не пользоваться, так как ускоренные варианты документов нужны далеко не всем пользователям, а только тем, у кого проблемы с медленным интернетом. Кроме того, когда Google не обнаруживает адаптивную вёрстку, он для мобильного трафика выбирает десктопную версию. |
С помощью пункта Extension можно купить и активировать платные расширения для плагина. В частности, можно поставить инструмент для активации рекламных баннеров на AMP страницы. |
В пункте Fix AMP Errors можно активировать платную техническую поддержку. |
Drupal
Для активации ускоренных AMP на данном движке необходимо прибегнуть к таким инструментам:
- шаблон страниц;
- плагин;
- набор html тегов
Для функционирования этого всего потребуются модули Chaos Tools и Token. Кроме того, желательно установить плагин от Гугла AdSense Integration, чтобы демонстрировать на страницах соответствующие объявления.
После установки надо перейти по ссылке Configuration и активировать перенаправление пользователей на AMP для публикаций и статичных страниц. Также можно выбрать шаблон. Тут же следует прописать идентификатор от аналитики Гугла.
Перейдя по ссылке Metadata, можно прописать наименование портала, а также скачать логотип для сайта.
AMP страницы Drupal отличаются тем, что в конце ссылки стоит не «/amp», а «?amp».
Joomla
Для этих целей создан модуль wbAMP. Однако он платный и стоит 44 доллара. После скачивания и активации надо посетить панель настроек. Бесплатный вариант этого плагина крайне ограничен по настройкам. Ещё имеется модуль JAmp за 39 евро с аналогичным функционалом. Можно указать наименование портала, вариант микроразметки (новости, блог), страницы, где должна применяться технология.
Интернет-магазин
Существуют такие модули для интернет-магазинов для создания AMP:
- OpenCart. Лучшим вариантом станет Accelerated Mobile Pages. Он платный, но зато хорошо функционирует. Имеются и бесплатные модули, но проверка показала один недостаток – они неисправны и криво работают.
- Magento. Для данного движка разработан плагин Accelerated Mobile Pages (да, название совпадает).
- PrestaShop. Для этой системы управления создан модуль PrestaShop AMP.
В целом разработчики не торопятся перенаправлять пользователей с базового ИМ на AMP, так как в интернет-магазине всегда имеется масса функций, нередко главных и уникальных, которые должны всегда присутствовать.
Использовать или нет
Для WordPress имеются удобные решения. Нужно потратить немного энергии на скачивание и активацию главного и расширенного плагина. Для Drupal имеется бесплатный модуль. А вот соответствующие расширения для Joomla и для CMS под ИМ придётся покупать.
Нужно ли применять AMP? Яндекс не взаимодействует с ними как надо, а иногда выдаёт ссылки на ускоренные страницы вместо обычных. При этом серьёзные плюсы в ранжировании отсутствуют. Не надо забывать и о том, что Google может поменять своё решение и свернуть проект.
Но есть подозрение, что Гугл продолжит развивать технологию, а Яндексу придётся подстраиваться под новые правила. Ведь доля людей, которые выходят в онлайн со смартфона, будет возрастать. К тому же добавится трафик с часов, кофеварок и других устройств. Так что технология AMP страницы должна развиваться.;