Нанесение водяных знаков на бумагу первыми стали применять итальянские мастера в ХIII веке. До сих пор эта технология применяется для защиты от подделки денежных купюр, ценных бумаг и почтовых марок. На цифровых фотографиях, кроме выполнения защитной функции, водяные знаки служат целям продвижения (promotion) торговой марки или фотографа, рекламирующего свои профессиональные навыки. Русская (сленговая) версия термина — вотермарка — происходит от английского watermark (water — вода, и mark — марка, знак).
Назначение водяного знака на фото
Чтобы не тратить время на фотосъемку и дополнительную работу по «шлифованию» полученных файлов в Photoshop, большинство копирайтеров, дизайнеров, веб-мастеров, предпринимателей находят подходящие снимки на сайтах фотобанков (стоках).
Приглянувшееся фото человек покупает за назначенную цену. Нанесение вотермарка фотографы могут совершать самостоятельно, либо это сделает фотобанк. Владельцы специализированных площадок в качестве водяных знаков обычно ставят доменное имя своего сайта или логотип компании.
Удачное словосочетание «водяной знак» перешло в цифровую сферу из типографии, потому что оно кратко и точно иллюстрирует основные свойства вотермарка — быть не очень заметным (полупрозрачным), но привлекающим к себе внимание своим «скромным обаянием» незаметности. Подходящая аналогия с кругами (рябью) на воде дополняет этимологию термина. Добротно сделанный водяной знак неназойливо, но стильно обозначает автора и напоминает о его правах, или укажет на связь картинки с брендом владельца сайта.
Кому и зачем нужен водяной знак
Владельцы веб-сайтов, маркируя таким способом собственный фотоматериал, преследуют следующие цели:
- Главная функция вотермарка — защита оригинальных фотографий от любителей бесплатного скачивания. Собственник или настоящий автор, поместивший на изображение свою метку (название сайта или подпись с инициалами), существенно снизит число попыток халявного «копипаста»;
- Если все же картинка будет скачана «продвинутыми» пользователями и размещена на других сайтах, то водяной знак начнет выполнять рекламную функцию, что само по себе очень неплохо. Этот способ продвижения себя в сети оценили многие фотографы;
- Некоторые интернет-маркетологи считают, что самую большую отдачу приносят вотермарки в виде логотипа бренда. Эффект от продвижения торговой марки с помощью такого механизма, вкупе с защитной опцией, позволяет разом «убить двух зайцев»;
- Оригинальные, стильные картинки, в которых ненавязчиво вписан вотермарк с логотипом пользуются в сети большим спросом. Быстро распространяясь, они будут работать на раскрутку бренда (фирмы, компании, имени автора). Парадоксально, но факт — бесплатное копирование будет работать на узнаваемость и продвижение бренда.
Недостатки водяных знаков
Кроме перечисленных выше плюсов от размещения вотермарков существует ряд минусов, которые останавливают многих от использования этой технологии:
- Основная претензия заключается в том, что наличие водяного знака начинает конкурировать с основным изображением, оттягивая внимание зрителя. Часто наспех сделанный вотермарк, снижает качество картинки, нарушая целостность восприятия. Во избежание такого результата следует отнестись к стадии нанесения взвешенно, руководствуясь чувством меры;
- Защитные свойства водяных знаков не гарантируют стопроцентного результата. При большом желании и некоторых навыках работы в графических редакторах злоумышленник «сотрет» водяной знак или просто обрежет участок картинки с водяным знаком;
- Юридическую защиту прав на изображения водяные знаки не обеспечивают. Можно добиться признания прав собственности в случае эксклюзивных, авторских фотоматериалов, но для этого подписи в уголке фотографии будет недостаточно;
- Изображения с водяными знаками ухудшают показатели шеринга (share — делить, совместно использовать) при размещении картинок в публикациях на стороне, но с обратными ссылками на первоисточник;
- Активные участники социальных сетей стараются избегать фотографий с вотермарками, так как это работает на понижение привлекательности блога или страницы.
Инструменты для создания водяных знаков
Watermark
Сайт, созданный канадской компанией, удачно скомпонован, понятен на интуитивном уровне. Отсутствие знания английского языка не создаст непреодолимых трудностей:
- Сначала загружается исходное фото или картинка (Import);
- Далее грузится watermak (водяной знак);
- Объединяются знак и картинка (Edit);
- Результат сохраняется на диск или в облако (Export).
Существует возможность редактирования некоторых параметров изображения:
- Размер;
- Степень прозрачности;
- Цвет.
Adobe Photoshop
Универсальный пакет программ для работы с растровыми изображениями Photoshop прекрасно справляется с созданием вотермарков и размещением их на фото.
Совсем необязательно владеть в полном объеме знаниями об этой программе. Чтобы научиться встраивать водяной знак в картинку достаточно овладеть несколькими несложными инструментами:
- На первом этапе на компьютер устанавливается специальное приложение Adobe Watermark panel;
- Далее загружается выбранный вотермарк;
- В меню «Настройки» подбираются нужные параметры: прозрачность, размеры, количество символов;
- Сохранить полученный результат с приемлемым расширением: png, web, jpeg.
Встроенная в пакет опция предпросмотра (Preview) сокращает время, потраченное на редактирование.
Подведем итоги
Итак, ответить однозначно на вопрос «быть или не быть» водяному знаку на всех изображениях не представляется возможным. Решение надо принимать в соответствии с поставленными целями, а также опираясь на возможности ресурсов, выбранных для размещения.
Для сайтов профессиональных фотографов, веб-дизайнеров, архитекторов существуют реальные риски, связанные с тем, что «подрисовывание» инородных элементов (подпись, логотипы) окажется той самой ложкой дегтя, которая может испортить бочку меда. Усилия и время, потраченные на создание уникальной картинки, могут не дать нужного эффекта.
Существует мнение, что для таких случаев лучше работает практика размещения копий небольшого размера («превьюшек»), чтобы любители бесплатного контента и конкуренты не имели возможности скачивания качественных работ.