Содержание

Сохраненная копия – альтернативная версия веб-страницы, проиндексированная поисковой системой и прошедшая специальное кэширование для обеспечения доступа к информации даже в критической ситуации. Сохраненные поисковиками данные отобразятся в виде «снимка», полностью доступного для взаимодействия даже в тот момент, когда оригинальный сайт недоступен из-за проблем с хостинг-провайдером, доменом или профилактических работ.
Чем полезна сохраненная копия страницы
Еще недавно по количеству скопившегося кэша SEO-специалисты определяли, насколько качественно поисковые сервисы индексируют сайт и какое количество страниц еще находятся на этапе обработки. Чуть позже кроме определения ранжирования те же копии стали приносить пользу и иными способами:
- Сохраненные копии часто применяются опытными веб-мастерами в качестве промежуточного бэкапа – пусть и не для сохранения шаблонов или оформления веб-страницы, но для защиты опубликованной информации. Формально с поставленной задачей справляется и хостинг-провайдер, подготавливающий резервное копирование данных, но почему бы не защититься со всех возможных сторон?
- Материал на сайте менялся несколько раз: обновлялся и для повышения читабельности, и с точки зрения наполнения, для увеличения релевантности страниц. Некоторые веб-мастера заглядывают в кэш и для оценки итоговых результатов (заметна ли разница, какие перестановки еще необходимы), и ради исследования скорости обновления информации в индексе. Тот же «Яндекс» порой не спешит отображать внесенные корректировки.
- Сайт недоступен, а информация необходимо срочно: искать похожие источники порой бессмысленно, а потому намного быстрее сразу заглянуть в «Яндекс» или Google и вызвать «снимок» веб-страницы со всеми подробностями, включая иллюстрации, текст и даже видеоролики.
Как посмотреть сохраненную копию в «Яндекс»
Кэшированная версия сайта, подготовленная поисковыми сервисами, доступна для просмотра двумя способами – в ручном режиме (предстоит взаимодействовать с ссылками напрямую) или с помощью сторонних сервисов и инструментов. Последний вариант предусматривает чуть больше настроек и разрешает добиться дополнительной точности. Среди инструментов заметно выделяется RDS Bar, адаптированный сразу под несколько браузеров, и Page Promoter, эксклюзивно доступны для Mozilla Firefox. Но обо всем по порядку.
Первый способ
Google и «Яндекс» информацию о страницах, прошедших кэширование, выдают по схожему сценарию: достаточно добавить запрос в поисковую строку, получить выдачу, а уже после – рядом с ссылкой нажать на специальную стрелочку, направленную вниз.

Браузер сразу отобразит выпадающий список с возможными действиями, включающий пункты «Пожаловаться», «Информация о сайте» и «Сохраненная копия». Как действовать дальше – зависит от желаемого результата: тот же кэш выводится несколькими способами – в тестовом и стандартном вариантах, в виде исходного кода и за разное время. Оба поисковика разрешают сразу настроить перечисленные параметры и буквально на наглядном примере проследить, как менялась информация на сайте.
Второй способ
Если при взаимодействии с веб-страницами вызвать сохраненную копию нельзя, хотя раньше подобных проблем не возникало, то, возможно, неполадки напрямую связаны с браузером (не отображаются некоторые элементы интерфейса, включая выпадающие меню). А, значит, без сторонней помощи уже не обойтись. С просмотром копий с легкостью справляется RDS Bar – плагин, специализирующийся на анализе показателей сайтов.

Кроме сбора статистики, связанной с ссылками, ведущими на сайт, IP-адресами и даже провайдерами, RDS Bar отображает и количество проиндексированных страниц в «Яндекс» и Google. Как дополнительный бонус – разработчики разрешают просмотреть информацию с доскональной точностью – плагин даже отобразит, когда именно подготавливался кэш и по какому принципу.
Почему сохраненная копия не появляется в «Яндекс»

Причин для возникновения проблем с отображением альтернативных версий веб-страниц в выдаче (или при просмотре через расширения и плагины) не слишком много. С вероятностью в 99% сложности возникают из-за:
- Некорректной работы поисковых систем. Специалисты технической поддержки «Яндекс» сразу предупреждают – факторов, влияющих на кэширование веб-страниц, слишком много. Обновление поисковых баз, обслуживание серверов, апдейты параметров безопасности – в некоторых ситуациях намного быстрее написать в поддержку, чем пытаться разобраться во всех нюансах и хитростях.
- Неправильно подобранных HTML-тегов. Речь преимущественно о мета-теге robots со значением noarchive, запрещающего кэшировать выбранную веб-страницу. Возможно, параметры ранее добавлялись по ошибке, а потому хотя бы ради эксперимента не помешает проверить состояние кода.
Как быть, если сохраненные копии не появляются в выдаче
Веб-мастера с опытом почти не беспокоятся о проблемах, связанных с попаданием старых версий веб-страниц в выдачу. Всему виной – нулевая выгода с точки зрения продвижения. Даже при наличии целой коллекции сохраненных копий сайт не станет с молниеносной скоростью подниматься по поисковой выдаче и мгновенно обрастать новыми посетителями.

И все же о нескольких вещах задуматься не помешает. Во-первых, о причине возникновения проблем (возможно, мета-тег robots мешает кэшированию или индексации?), а во-вторых, о работе с биржами ссылок. В последнем случае некоторые сервисы, вроде SeoPult, еще на этапе публикации заданий проверяют наличие кэша в выдаче (параметр NIC – No Index Cache). Как результат – далеко не все согласятся сотрудничать с владельцам сайта, не позаботившегося о сохраненных копиях. Но, если с биржами ссылок в ближайшем будущем работать не предстоит, то, быть может, и разбираться с настройками совсем необязательно.