Содержание:
- Что влияет на оптимизацию под голосовой поиск?
- Виды запросов
- Применение протокола HTTPS
- Длинные статьи и короткие ответы
- Быстрые ответы (FAQ)
- Адаптация под мобильные устройства
- Соберите низкочастотные запросы для оптимизации под голосовой поиск
- Запрос в точности не соответствует заголовку
- Оптимизация под локальный поиск
Немалая доля поисковых запросов приходится на голосовой набор. На мобильных устройствах их доля выше, чем на компьютерах – на них приходится около ¼ всех запросов в поисковых системах. Не менее 40% пользователей интернета на мобильных устройствах прибегает к голосовому набору хотя бы раз в день. Во-первых, люди становятся всё ленивее, они меняют привычки – вместо нажиманий на сенсорные клавиши им проще произнести поисковую фразу или текст сообщения. Во-вторых, голосовой ввод – одно из самых быстроразвивающихся направлений в SEO, и от темпов его роста отставать не стоит.
Поисковики при помощи искусственного интеллекта и машинного обучения анализируют массу сведений о сайтах. Это и технические моменты, и контентное наполнение, поэтому SEO-продвижение должно быть комплексным. Все же поисковые пауки обращают особое внимание на несколько показателей для определения, каким произнесённым фразам соответствует наполнение страниц и записей.
Оптимизация сайта под голосовой поиск стала трендом среди веб-мастеров последних лет. Функция упрощает и ускоряет отправку поискового запроса для пользователя, но требует определённых усилий со стороны разработчика, иначе его ресурсы не попадут на первые позиции в выдаче.
Что влияет на оптимизацию под голосовой поиск?
По результатам изучения 10000 голосовых запросов в Google представителями Backlinko при SEO-продвижении страниц под такой поиск выяснено следующее:
- Первоочередным фактором ранжирования с появлением алгоритма Speed Update стала скорость загрузки страницы.
- Скорость отображения результатов при голосовом поиске на 50% быстрее, чем при классическом вводе запроса.
- Контент должен быть в меру заточенным под SEO, простым для понимания неподготовленным посетителем и полностью удовлетворять его интересы.
- Гугл и Яндекс стараются работать только с безопасными ресурсами, которые используют защищённый сетевой протокол для обмена данными HTTPS.
- На первых позициях располагаются сайты преимущественно с безопасными доменами.
- Крупнейший поисковик предпочитает короткие ответы (до 30 слов) на вопросы пользователей, объёмные статьи для такой цели, по его мнению, подходят хуже.
- При голосовом поиске микроразметка Schema.org применяется лишь на трети ресурсов, расположенных на первых строках рейтинга.
- Лучше себя показывает контент с высокой социальной активностью (репосты и обсуждения в социальных сетях, комментарии).
- Произнесённая и ключевая фраза в публикации практически никогда не совпадают полностью, Гугл с Яндексом умеют определять содержимое статей. Это значит, что создавать отдельные записи под каждую ключевую фразу (при наличии вариаций её произношения) нет смысла. Подход наоборот может отрицательно отразиться на SEO.
- Более ¾ результатов голосового поиска находятся в ТОПе при классическом вводе запросов.

Разберёмся с каждым показателем отдельно.
Виды запросов
Условно пользовательские запросы в среде SEO-специалистов разделяются на два типа:
- информационные – вводятся, чтобы получить конкретные сведения в сжатом виде;
- коммерческие – включают явную коммерческую составляющую – слова: купить, дёшево, заказать, цена, что или какой…лучше, услуги, вызвать.
В первых обычно присутствуют союзы: как, где, когда, что, сколько. К ним относятся ключи вроде «курс рубля», «погода в…», «ближайший…».
Ускорение
Поисковики предпочитают ресурсы, которые быстро загружаются. Да и пользователи не готовы ждать 5-10 секунд, необходимых для передачи и визуализации html-документа.
Более половины людей покидает страницу, если она грузится дольше 3-5 секунд.
Ускорение сайта – комплекс мер, с которого начинается оптимизация под голосовой поиск. Он заключается в правильном подборе настроек мобильной версии, CSS, баз данных, MySQL, вёрстки, шрифтов, графических файлов, удалении неиспользуемых данных. Каждое направление можно разбить на более мелкие задачи.

Применение протокола HTTPS
Шифрование трафика между сервером и клиентом при голосовом поиске имеет более значимую роль, чем при вводе текстовых запросов. Эксперименты показывают, что около 70% результатов выдачи на первой странице используют HTTPS, тогда как при отправке текстовых запросов показатель равен 50%. Для коммерческих ресурсов (интернет-магазинов) применение протокола HTTPS обязательно.

Длинные статьи и короткие ответы
При продвижении контента под Google Assistant либо Home фрагмент с точным ответом рекомендуется делать длиной около 29 слов – он должен находиться в первом абзаце. Google отдаёт предпочтение большим по объёму материалам, ведь они могут шире охватывать тематику, приводить дополнительные сведения, повышают вероятность соответствия содержимого публикации поставленному вопросу.
Быстрые ответы (FAQ)
Оптимизация под голосовой поиск заключается в добавлении блока с часто задаваемыми вопросами – FAQ. Он повышает вероятность совпадений между длинными запросами и содержимым FAQ. Формат «часто задаваемых вопросов» максимально соответствует голосовому поиску, положительно отражается на объёме трафика.

Повысить шансы попасть в блок с ответами и вопросами помогут следующие действия:
- посвящение отдельных публикаций одному вопросу с освещением всех его аспектов увеличивает шансы вывести статью на нулевую позицию;
- следование регулярно изменяющимся и появляющимся рекомендациям поисковиков;
- форматирование контента: картинки, таблицы, списки, подзаголовки важны для голосовой оптимизации сайтов.
Для интернет-магазинов желательно добавлять рублику FAQ для каждого раздела (оплата, доставка), разновидности товаров и услуг при разнообразии ассортимента.

Рейтинг
Замечена прямая зависимость между рейтингом веб-сайта или публикации и результатом при голосовом поиске. Около 75% результатов выдачи находятся в ТОПе по тому же запросу в текстовом виде. Проверенные временем и надёжные ресурсы всегда становятся более предпочтительными источниками для Google, чем новые и развивающиеся.
Адаптация под мобильные устройства
Большинство пользователей прибегает к голосовому поиску с мобильных устройств. Поисковый паук Google первой в индекс добавляет мобильную версию ресурса, а затем – полную. Он определяет удобство эксплуатации сайта, его адаптацию к экранам большинства гаджетов и скорость загрузки. Для голосового поиска мобильная редакция ресурса имеет высший приоритет.
Протестировать правильность функционирования мобильной редакции страниц поможет Mobile Friendly Test. Проверять нужно весь контент: карточки товаров, статьи, категории и рубрики, фильтры и главную.
Микроразметка schema.org
Оптимизация под голосовой поиск заключается во внедрении Schema.org, но при голосовом вводе её влияние не столь заметно, как при текстовом. По результатам нескольких тысяч экспериментов сделаны выводы: при обычном поиске в топ попадает около 31% сайтов с микроразметкой, при голосовом – около 36%. Почти 2/3 интернет-страниц в топе Schema.org не используют. Применение разметки повысит видимость ресурса в выдаче в любом случае, пускай и незначительно.
Внедряется плагинами для WordPress, вручную при наличии навыков работы с кодом (HTML, CSS) и мастера разметки – порекомендует необходимые изменения для лучшего понимания содержимого ресурса поисковыми роботами.
Ссылочная масса
Внешние ссылки говорят об авторитетности портала, на который они ведут, но при голосовом поиске их роль ослабевает. Google старается дать один релевантный ответ вместо нескольких вариантов при обычном поиске. При этом его алгоритмы должны быть уверенными в правильности предоставляемых сведений. При обнаружении правильного и более точного ответа поисковик отдаёт предпочтение ему, не учитывая ссылочную массу.
Соберите низкочастотные запросы для оптимизации под голосовой поиск
Голосовые ключи длиннее текстовых, но их частотность ниже, значит, страницы следует раскручивать под низкочастотные запросы с длинными хвостами (long-tale). Подбираются, например, сервисом Serpstat.

Простота восприятия
Чем проще язык использован при подаче контента, тем полезнее он для посетителя, по мнению поисковой системы. Её алгоритмы определяют уровень читаемости статьи. Чем он ниже (публикация с уровнем читаемости 3-го класса воспринимаются легче, чем 8-го класса), тем выше помещается в выдаче. Используйте общепонятные термины для описания сложных явлений и процессов, в статьях для обывателя незачем излишне погружаться в технические детали.
Блоки с ответами
Featured Snippets, избранные фрагменты, расширенные сниппеты – это текстовые блоки с короткими ответами. При наличии такого фрагмента с раскрытием запроса в пару строк он выводится перед первым результатом в списке. Так называемая «нулевая позиция» повышает трафик до 20-25%.
Поисковики предпочитают три вида избранных фрагментов:
- параграф;
- таблица;
- список,
но без графического содержимого.
Реже и при специальных запросах применяются и иные блоки, но они менее распространены: погода, карта, время и дата, видео, товары.
Эти фрагменты содержат более 30% запросов в виде вопроса. Их нужно делать короткими, иначе Google добавит ссылку «Читать далее». С одной стороны, она способна повысить трафик, с иной – пользователь не всегда желает выискивать пару предложений в огромной статье, ему нужен короткий и точный ответ без лишних переходов.

Структура данных
Частично о структурировании содержимого сказано выше: наличие графических иллюстраций, подзаголовков различного уровня, таблиц, различных блоков вроде «Внимание», списков. На первом месте, конечно же, стоит качественный SEO-оптимизированный текст. Особое внимание уделяется подзаголовкам, порой поисковик формирует из них список и приводит его в рекомендуемом фрагменте.
Например: «Как на Android убрать рекламу». В h2 перечислено n способов решения проблемы. Поисковик в качестве быстрого ответа может создать список из подзаголовков и вывести в рекомендуемом отрывке.

Запрос в точности не соответствует заголовку
На порталах со статьями не следует размещать новые публикации, SEO-оптимизированные под аналогичные или схожие ключевые фразы. Лишь мизерные ~2% запросов в точности соответствуют содержимому тега title, чаще всего ответ расположен в теле статьи. По статистике, введённые голосом ключевые слова длиннее, чем набранные на клавиатуре, что снижает вероятность точного совпадения.
Вместо дублирования содержимого ваших постов (их написания разными словами) разместите одну объёмную SEO-оптимизированную статью, охватывающую смежные темы, раскрывающую близкие по смыслу запросы.
Оптимизация под локальный поиск
Актуально, в основном, для ресурсов, предоставляющих услуги и информацию по регионам. Например, когда человек ищет ближайший к нему отель или отделение банка. От полноты и актуальности информации и оптимизации описания зависит вероятность попасть в нулевой результат. Google My Business и Яндекс.Справочник помогут заявить о бизнесе в регионе.
Наличие части ключей или их синонимов в тегах
SEO-оптимизация сайта под голосовой поиск, как и под стандартный, заключается в правильном составлении мета-тегов: краткое описание, название публикации, её URL – должны содержать ключ в точном, разбавленном виде или с заменёнными на синонимы словами. Наличие ключей в подзаголовках разного уровня положительно оценивается поисковиками.
Не забывайте о словах-триггерах: что, как, лучший, где, почему, какой, топ, рейтинг. При подборе запросов выбирайте те, на которые сможете дать конкретный ответ, подробно раскрыть тему, сделать это лучше, глубже, чем конкуренты, погрузиться в материал.
Комплексный подход
Подытожим. Продвигать ресурс в голосовом поиске может только комплекс мер. В первую очередь сайт должен быть раскручен всеми классическими средствами для SEO, потому как страницы, занимающие первые места в настольном поиске, доминируют и в голосовом. Важна скорость загрузки – пользователь хочет получить быстрый ответ.
Во-вторых, страницы должны быть адаптированы под дисплеи как можно большего разнообразия мобильных устройств. Рекомендуется перейти на HTTPS протокол для повышения безопасности сайта и склонности к нему поисковиков. Мета-теги и URL должны содержать ключ или его основную часть в любом вхождении. Их включение в прямом вхождении заметного эффекта не даёт.
Наполнять ресурс следует только качественными структурированными статьями, целиком и полностью отвечающими на вопрос. Причём краткий ответ желательно разместить в первых 30 словах. Чем длиннее статья, тем выше она в выдаче в Google. Ценный контент с высокой степенью распространения в социальных сетях лучше ранжируется. Простая в чтении и для понимания статья без сложных терминов имеет приоритет над заполненной сложными оборотами и терминологией текстами и карточками.
Google более склонно относится к старым авторитетным доменам. Раздел FAQ со структурированным текстом, созданный, при возможности, для каждого раздела сайта, может содержать нужную пользователю информацию, особенно если в нём находятся «естественные» вопросы – как говорю, так и пишу. Добавление компании в сервисы Google и Яндекс расширит её видимость в регионе.