Работайте над повышением уровня доверия внутри компании
Зачем тратить на выполнение работы 12 часов, если ее можно сделать в два раза быстрее? В Центре нейроэкономических исследований доктором Полом Заком были проведены исследования, в результате которых было выявлено, что уровень доверия в компании повышает энергичность сотрудников на 106%, вовлеченность в работу на 76%, продуктивность на 50%.
Это напрямую связано с нейробиологией. Гормон окситоцин, вырабатываемый задней долей гипофиза, способствует доверию. Кроме того доверительные отношения в коллективе – отличная профилактика профессионального эмоционального выгорания сотрудников. Повысить уровень окситоцина у менеджеров и сотрудников поможет выполнение несложных правил. К ним относятся:
- Предоставление обратной связи и признание успехов работников.
- Постановка сложных, но выполнимых задач. Это обеспечивает мотивацию с помощью так называемого «стрессового вызова».
- Давать возможность работникам действовать и выбирать проекты свободно. Ощущение свободы остановит профвыгорание, профилактика которого важна для бизнеса. Примером может служить американская компания «Morning Star», занимающаяся производством томатопродуктов, годовой доход которой составляет 700.000.000 $. Должности в ней отсутствуют, работа строится по принципу самоорганизации сотрудников в группы.
- Постоянно выстраивать отношения.
- Обеспечивать личностный и профессиональный рост работников. Например, менеджер американской компании по разработке программного обеспечения «Adobe Systems» может просто задать вопрос сотруднику: «Я помогаю вам в получении следующей работы?».
- Не скрывать свою уязвимость.
Смех – неотъемлемая часть корпоративной культуры
О важности искреннего и частого смеха на работе написано в 55 научных исследованиях, которые подтверждают экономическую целесообразность юмора. В книге Питера Симса «Мелкие ставки» говорится о пользе игривой, беззаботной, позитивной среды для процесса накапливания и вынашивания идей. Особенно в тот момент, когда их могут отбросить или не высказать, опасаясь получить оценку или подвергнуться самоцензуре.
К тому же выработка окситоцина стимулируется юмором, а это делает коллектив более сплоченным. И, как следствие, уменьшается текучесть кадров, а также снижается напряженность. По мнению исследователей, смех поспособствует возвращению в бизнес человечности и эмпатии.
Во время смеха происходит не только эмоциональное расслабление. Он помогает выработке эндорфинов и останавливает профвыгорание благодаря насыщению мозга воздухом, обогащенным кислородом. Ведь с помощью «гормонов счастья» происходит естественное снижение стресса, улучшение кровообращения и расслабление мышц.
Продуктивность может вырасти на 10% после просмотра веселого видеоролика. Позитивно настроенные работники больше времени проводят, решая творческие задачи. У них улучшается память и изобретательность.
Естественно, юмор должен быть добрым. Лучше исключить политические, гомофобные, секситские и религиозные шутки, чтобы не затронуть чувства коллег. Вместо них хорошо заходит юмор с использованием:
- Самоиронии. Никто не обидится, а высказывание вызовет расположение к шутнику.
- Неожиданных ситуативов. Ответьте коллеге в стиле какого-то известного персонажа. Например, Остапа Бендера.
- Игры слов и каламбуров.
- Не переусердствуйте с ироничными шутками.
Уменьшайте стрессовую нагрузку
Сильный стресс приводит к выделению гормона адреналина, снижающего выработку окситоцина. Это приводит к снижению уровня доверия и сопереживания другим. И, как следствие, приводит к непродуктивным конфликтам.
Понижение уровня напряженности в коллективе достигается с помощью следующих правил:
- Задачи должны быть понятны сотруднику. Он должен знать что именно и зачем делает.
- Применение гибкого графика позволяет человеку спокойно работать, не испытывая стрессовой нагрузки.
- Введение регулярных перерывов в работе приведет к повышению творческого потенциала и увеличению продуктивности. Лучше, если перерывы будут подвижными. К тому же это отличная профилактика профессионального выгорания у сотрудников.
- Безотрывная работа приводит к повышенной тревожности и ухудшению памяти, вплоть до провалов.
- Стремитесь к тому, чтобы во время работы было меньше мультизадачности и отвлекающих факторов. К истощению внутреннего ресурса мозга (глюкозы, насыщенной кислородом) приводят частые кофе-паузы, проверка почты и чтение ленты в соцсетях.
Медитации, как способ профилактики профвыгорания
Использование медитативных практик вызывает изменение мозговой структуры. Если вы хотите узнать, как избежать профессионального выгорания, популяризируйте занятия медитацией среди работников. Серое вещество может увеличиваться в объеме, что препятствует старению мозга. Кроме того разные участки мозга лучше взаимодействуют между собой, а это развивает творческие способности. Уменьшается амигдала – участок головного мозга, в котором формируется тревожность.
Применение различных медитативных техник оказывает разное воздействие. К тому же профилактика профессионального выгорания зависит от выбранных медитативных практик. Например, префронтальная кора мозга, которая участвует в решении сложных задач, утолщается во время регулярных занятий, направленных на управление вниманием. Медитации для развития эмпатии приводят к утолщению коры в переднеостровковой доле.
В корпоративной культуре Гугл, Проктер и Гембл, Найк, Эппл и даже Дойче Банк давно присутствуют медитации. Джордж Лафли, бывший СЕО компании P&G сказал: «Если проблема не решается, ее можно отмедитировать».
Чтобы начать заниматься медитациями, воспользуйтесь простой практикой Стива Джобса:
- выберите тихое уютное место, сядьте и несколько раз глубоко вдохните;
- закрыв глаза в течение пяти минут отслеживайте внутренний монолог, не вмешиваясь в него. Выполняйте 1 раз в день.
Практикуйтесь ежедневно несколько недель, а затем переходите к переключению внимания на так называемый «воловий ум». Его медленные и спокойные мысли рождают глубокие размышления и интересные идеи.