Интернет-портал – мультифункциональные и неограниченные единой тематикой площадки, предоставляющие доступ к новостям, текстовым материалам и видеороликам. Обладают витиеватой структурой, вмещают дополнительные сервисы и инструменты, предназначены для посетителей, желающих сориентироваться в информационном потоке вокруг и меньше обращаться к поисковым системам с новыми запросами.
Интернет-портал в глазах пользователей
Найти разницу между площадками и сайтами проще на примере: пенсионер Николай о событиях, происходящих в мире, интересуется ежедневно, а потому открывает браузер и методично переключается между вкладками. Погоду и метеорологическую сводку просматривает в поисковике, затем переключается на спортивный форум, где изучает статистику недавних матчей, а заодно – положение любимой команды в турнирной таблице. А при возникновении вопросов мгновенно переключается на википедию. Три открытые вкладки – не предел: Николай периодически занимается историей и освежает математику в памяти для помощи внучке в учебе.
Ежедневный ритуал, связанный с просмотром новостей, погоды, образовательных сайтов, закончился в тот момент, когда внук Никита рассказал о существовании веб-порталов: площадок, где информация компонуется, связывается вместе.

Веб-портал в интернет-пространстве
Портал – площадки с непредсказуемой структурой, состоящей из навигационной панели, поисковой строки, раздела с почтовым клиентом, афиши, новостей, библиотеки, статей, галереи и информационной погодной сводки. Перечисленная информация представлена блоками, занимающими фиксированное положение на странице: справа, слева, сверху – даже беглого взгляда достаточно для поиска ответов на каждый появившийся вопрос.
Дополнительная особенность таких площадок – наличие перекрестных ссылок, пересылающих на соседние, уже более узконаправленные сайты, где подробностей больше, а портал представляет лишь «краткое содержание».
А еще стоит помнить об интерактивных элементах, вовлекающих посетителей в тесты, чаты, знакомства, комментарии, рейтинги: пропустить специальный блок, куда разрешают нажать или где доступны подвижные ползунки, решится далеко не каждый посетитель. Совсем наоборот – нажмет, попробует, поделится находкой с друзьями.
Разрабатываются площадки по многим причинам: чаще для продвижения товаров или услуг, привлечения интернет-трафика или даже для вовлечения пользователей в информационную структуру, способную изменить мнение большинства о каком-нибудь продукте с противоречивой репутацией.

Различия между сайтом и порталом
Если не вдаваться в подробности, то под сайтами чаще понимают веб-ресурсы, посвященные конкретной тематике, где публикуются материалы (статьи, видеоролики, изображения) под стать выбранному направлению. Вот примеры: интернет-магазин, специализирующийся на реализации спортивной экипировки, не станет продавать кошачий корм или книги по маркетингу, а на форумах не обсуждают все подряд, а лишь конкретные сферы, вроде IT или автомобильной индустрии.
Интернет-порталы занимают стороннюю позицию и предлагают посетителям информацию по каждому из возможных вопросов, периодически ссылаясь на сторонние источники.
Классификация
Вебмастера разделяют интернет-порталы по направленности:
- Горизонтальные. Универсальные ресурсы, охватывающие тысячи тем, а вместе с тем ежедневно рассказывающие обо всех событиях, происходящих в мире. К горизонтальным порталам относят Yandex, Yahoo!, Mail.ru, Ukr.net, где публикуются материалы, размещаются новости и ссылки на сторонние источники.
- Вертикальные. Ресурсы-ниши, нацеленные на конкретные темы, вроде образования (но зато охватываются вузы, школы, учебники, тесты, экзамены) или технологий (все, начиная с компьютеров, заканчивая консолями). Вертикальные ресурсы популярны среди тех, кому близка конкретная тема и появилось желание разнообразить знания или поделиться накопленным опытом с остальными.
Вертикальные классифицируются еще и в зависимости от аудитории:
- Корпоративные. Официальные сайты организаций, слегка модифицированные и предоставляющие сотрудникам, партнерам, заинтересованным посетителям важную или полезную информацию. Часто встречаются корпоративные ресурсы с заранее настроенными параметрами доступа – без паролей и логинов заглянуть в секретные разделы не выйдет.
- Государственные. Новости, важные мероприятия, изменения в законодательстве – с официальными источниками следить за миром вокруг намного проще.
- Региональные. Площадки, рассказывающие о жизни города, области, административного центра. Освещают события, публикуют новости, разрешают обмениваться сообщениями с «соседями».