Мессенджером называется специальная программа, где люди могут отправлять друг другу сообщения через Интернет. Сейчас эти программы освоили не только представители молодого поколения: мессенджеры плотно вошли в жизнь школьников и студентов, поколения их родителей и даже бабушек и дедушек. Все потому, что такой формат онлайн-общения очень удобный: сообщения приходят мгновенно и везде, где есть подключение к Интернету, стандартные звонки и SMS становятся ненужными (эта услуга платная у большинства телефонных операторов) и даже электронной почты.
Подробнее о том, что такое мессенджер
Мессенджер – это специальная программа или приложение, работающие на компьютере или на телефоне (достаточно часто у одного и того же мессенджера есть и мобильная, и браузерная версия). В программе с каждым контактом открывается чат, в котором идет мгновенный обмен сообщениями: если у пользователей стабильное подключение к Интернету, то они получают ответы друг от друга в течение нескольких секунд.

В некоторых программах можно обмениваться текстовыми сообщениями, а в некоторых доступны и другие возможности: отправка изображений и видео, документов, геопозиции, файлов в различных форматах. В особенно продвинутых мессенджерах сейчас доступно создание групповых чатов и совершение аудио- или видеозвонков.
Для корректной работы программы нужно соблюдать два главных условия:
- У двух пользователей, которые хотят начать общение, должен быть установлен один и тот же мессенджер. Переписка в одном чате из разных программ невозможна.
- Для работы программы обязательно нужен стабильный Интернет – мобильный или Wi-Fi. Без него программа не сможет принимать и отправлять сообщения.
Какие бывают мессенджеры
Сейчас пользователям предлагается большой выбор программ для мгновенного обмена сообщениями. Они могут быть платными или бесплатными, предназначенными для различных устройств и операционных систем, а также оснащенными различным функционалом.
Например, есть специальные программы для бизнеса, которые могут использоваться внутри закрытой локальной сети. Они актуальны для организаций, где сотрудникам необходимо оперативно обмениваться информацией и отправлять друг другу различные файлы. Также есть мессенджеры, разработанные для сайтов в Интернете: на таких платформах реализуются услуги онлайн-консультанта, и начать там переписку со сторонними людьми не получится.
ТОП-6 мессенджеров, которыми пользуются во всем мире:
- WhatsApp (Вацап, первым заменил платные sms-сообщения);
- Skype (Скайп, первый мессенджер, который реализовал видеозвонки);
- Facebook messenger (мессенджер от международной социальной сети Facebook);
- Viber (в России значительно проигрывает Вацапу по популярности);
- Telegram (самая спорная программа, ее пытались запретить в России);
- Signal (один из самых безопасных мессенджеров).
Ниже представлен подробный функционал всех самых популярных программ для общения в Интернете.
Viber (Вайбер)
Вайбер является первым конкурентом Вацапа по популярности: им пользуется около 1 млрд человек. В нем пользователи могут переписываться текстом, создавать групповые чаты, делать звонки в аудио и видео формате (причем сделать это можно в любую страну мира бесплатно, в отличие от телефонной связи). Также в Вайбере можно отправлять друг другу файлы в различных форматах и свою геолокацию (если на телефоне настроена эта функция). А совсем недавно разработчики ввели новую функцию: создание секретного чата, из которого невозможно переслать сообщение, а через какое-то время после переписки она вся удаляется.

В групповых чатах возможно выбирать администратора для управления, давать оценку комментариям участников и создавать графические интерфейсы. Вайбер может работать на телефоне, в браузере на компьютере или на планшете. Установка и общение в мессенджере являются абсолютно бесплатным, а при установке в программу автоматически заносится список контактов из устройства.
WhatsApp (Вацап)
WhatsApp является самым популярным международным мессенджером: его используют более 1 млрд человек. Правда, в последние несколько лет WhatsApp становится менее востребованным, потому что появляются новые мессенджеры, у которых больше полезных функций.
Ранее WhatsApp был платным: тариф был всего $1 в год, но с 2017 года отменили и его.
В Вацапе (кстати, сейчас его разработчиком тоже является Facebook) для пользователей реализованы следующие возможности:

- обмен текстовыми сообщениями;
- звонки в аудио и видео формате;
- общение через чаты сразу для нескольких человек;
- определение геолокации пользователя и возможность ей поделиться;
- отображение всех контактов на устройстве (сообщения можно будет отправить тем, у кого также установлен вацап);
- управление уведомлениями;
- формировании истории переписок с дальнейшей ее отправкой по e-mail;
- обмен фото и видео;
- отправка файлов и документов;
- настройка интерфейса по своим предпочтениям.
Facebook messenger (месседжер от Фейсбука)
Facebook – одна из самых популярных международных социальных сетей. На ее основе разработчики запустили мессенджер (а совсем недавно российская платформа ВКонтакте за ними это повторила), привязанный к учетной записи пользователя. Главное его достоинство – это возможно создать мультиаккаунт в одном приложении. При этом уведомления настраиваются так, чтобы они приходили из всех чатов в Facebook – независимо от того, в какой учетной записи авторизирован пользователь.
Основные возможности мессенджера от Facebook:

- возможность отправлять друг другу сообщения, фотографии, видео, ссылки и файлы в различных форматах;
- поиск внутри платформы индивидуальных аккаунтов и групповых чатов;
- возможность поделиться своей геолокацией;
- онлайн-звонки;
- индивидуальная настройка уведомлений.
Telegram (Телеграм)
Телеграм создал Павел Дуров после того, как ушел из команды разработчиков ВКонтакте. Новый мессенджер быстро набрал популярность не только среди русскоязычной аудитории: им активно пользуются в Южной Америке, Европе и на Ближнем Востоке. Регистрация проходит через номер телефона.
Функционал Телеграма несколько отличается от популярных месседжеров вроде WhatsApp и Viber. На этой платформе пользователи могут:
- организовывать общение через текстовые сообщения и аудиозвонки;
- отправлять различные файлы;
- организовывать групповой чат (до 200 человек) и супергруппы (до 10 тысяч человек);
- делать секретные чаты, переписки из которых удаляются автоматически (в том числе и с сервера);
- отправлять голосовые сообщения)
- создавать блог в формате канала;
- пользоваться встроенным медиаплеером;
- хранить различные файлы на облачном сервере (объем и количество не ограничено);
- использовать ботов с различным функционалом и даже создавать своих.

Телеграм получил известность как месседжер с высокой степенью защиты: прочитать переписки пользователей не могут даже государственные службы. Запросы государственных структур о предоставлении данных не удовлетворяются, а достать их принудительно будет совсем не просто: сервера Телеграма зарегистрированы в разных странах, и получить доступ ко всем одновременно невозможно. Из-за такого уровня защиты в некоторых государствах Телеграм запрещен вовсе (впрочем, разработчики позаботились о том, чтобы ограничения можно было обойти).
Skype (Скайп)
Скайп стал первой программой, в 2003 году предложившей пользователям видеосвязь через Интернет. Сейчас же это достаточно популярный мессенджер, в котором реализовано множество полезных функций:

- общение текстовыми сообщениями;
- возможность экран другого пользователя или поделиться своим;
- позвонить абоненту в аудио или видеоформате;
- возможность сделать статус невидимки (другие пользователи не увидят, что вы онлайн);
- звонки на стационарные и мобильные телефоны;
- отправка контактов;
- организация групповых звонков в видео формате (конференций).
Скайп можно использовать и на телефоне, и на компьютере (интерфейс при этом практически не отличается). Скайп полностью бесплатный для пользователей.
Signal (Сигнал)
Сигнал считается самым безопасным мессенджером: он хорошо защищен от взлома. Сигнал был создан в 2015 году в результате слияния двух приложений для общения. В Сигнале очень высокий уровень защиты данных от взлома: нельзя даже сделать скриншот чата.
В мессенджере очень простой и понятный интерфейс, а пригласить в программу новых пользователей можно через рассылку по sms, электронной почте или в социальных сетях.
Основной функционал Signal – это:
- текстовая переписка
- защищенные чаты с автоматическим удалением сообщений;
- онлайн звонки.
В Сигнале нет большого количества интерактивных элементов, стикеров или яркого дизайна, ведь главная функция программы – это защищенный обмен информацией, а не развлечение.
Корпоративное использование
Мессенджеры не обязательно используются для простого личного общения. Сейчас он получают все большее распространение в бизнесе, замещая собой электронную почту (в России среднестатистический сотрудник офиса проводит в мессенджере до двух часов).
Кстати, сообщения в мессенджерах, как правило, читаются в течение трех-пяти минут. Это делает их более оперативным средством для обмена информацией, чем электронная почта, где письма читаются в течение нескольких часов.
Есть и еще несколько причин, почему онлайн чаты для корпоративного общения – это выгодно:

- Чат – это значительно дешевле, чем связь по телефону. Кроме того, в мессенджерах можно одновременно вести несколько диалогов, что увеличивает продуктивность.
- В онлайн переписках есть много возможности для наглядного представления информации как клиентам, так и другим сотрудникам.
- Лояльность сотрудников: большинство наемных работников хорошо принимают использование мессенджеров в своей работе, это быстро и удобно.
- Комфорт для клиентов. Обмен информацией с клиентами в онлайн чатах – это удобно, потому что не требуется оперативного ответа и принятия решения. Клиент всегда может подумать и оценить предложение, что повышает его лояльность к компании.
Актуальность
Корпоративное использование мессенджеров будет актуальным в следующих случаях:
- Организация продажи. Демонстрация товара, обсуждение деталей, определение стоимости, запрос доставки и другие организационные моменты очень удобно согласовывать с помощью индивидуального чата с клиентом. Это гарантирует, что никакие детали не потеряются и не будут упущены. А в некоторых мессенджерах на сайтах (например, на Алиэкспрессе) можно даже сделать мгновенную оплату покупки.
- Консультации для клиентов. В чатах можно подробно ответить на все вопросы клиента, не требующие его личного присутствия.
- Замена горячей линии: в личной переписке можно собирать отзывы и мнения клиентов о продуктах и работе компании.
- Общение между сотрудниками: в мессенджерах можно оперативно обмениваться данными и управлять ими.
Организация использования мессенджеров
Для того, чтобы успешно внедрить мессенджеры в корпоративную жизнь компании, нужно пройти несколько этапов:
- Оценить, насколько эффективно будет применение мессенджеров в конкретной отрасли: чем больше процессов переведено в онлайн, тем лучше будут работать чаты. Например, в тех сферах, где целевая аудитория возраста 50+, эффективность использования мессенджеров будет значительно ниже.
- Далее нужно подобрать программное обеспечение. Это зависит от страны, целевой аудитории, требуемого функционала и предпочтений сотрудников.
- Проработать должностные инструкции и сценарий работы с мессенджерами. Сотрудники должны точно знать, как они будут использовать онлайн чаты: все их действия необходимо регламентировать.
- Определить бюджет и сделать необходимые закупки, чтобы всем было комфортно работать в чатах.
- Провести обучение по работе с новыми оборудованием и постараться способствовать комфортной интеграции новых технологий в работу сотрудников старшего поколения.
В корпоративной культуре важно следить за тем, чтобы общение в чатах не было похоже на спам. Это должны быть деловые переписки (если политика компании позволяет – с дружественной нотой) без рекламы и отвлеченных бесед.
Очень важно дать клиентам представление, в каких мессенджерах и социальных сетях представлена компания. Это поможет быстро организовывать переписку и отвечать на запросы потенциальных покупателей, что повышает их лояльность и стимулирует к сотрудничеству и постоянным покупкам через удобный формат.
Таким образом, мессенджеры могут стать не только удобным средством для общения с друзьями и близкими, но и могут значительно увеличить продажи в бизнесе. Главное – грамотно и постепенно внедрять их в корпоративную культуры, демонстрируя обеим сторонам (и клиентам, и сотрудникам) преимущества от такого формата работы.