Когда речь заходит о брендбуке компании, многие представляют себе красочный буклет, повествующий о фирменном стиле, логотипе, цветовой палитре, шрифтах и о том, как их использовать. Однако, это далеко не все его компоненты и при этом не относятся к самым важным.
О брендбуке и его функциональности
По определению brand book – книга о бренде, описывающая его визуальную часть с описанием его миссии и ценностей. Брендбук помогает не только строить партнерские отношения и взаимодействие с ЦА, но и позиционировать фирму на рынке. Книга содержит информацию о затратах на рекламу, приемах и методах, повышающих узнаваемость бренда потенциальными клиентами.
Брендбук является официальным документом, регламентирующим правила для успешного существования марки на рынке. Новым работникам, а также партнерам книга дает возможность быстро познакомиться с особенностями работы с товарами/услугами компании. Включение в нее проектов, повышающих на рынке ценность продукта/услуги, обеспечивает увеличение прибыли с помощью правильного продвижения бренда.

Отличие брендбука от гайдлайна:
Для кого создается брендбук
Директора и собственники, бренд-менеджеры и маркетологи, рекламщики и другие сотрудники обязаны использовать брендбук компании, так как он является внутренним документом.
Кроме того его предоставляют подрядчикам, выполняющим для бренда определенные работы. К ним относятся:
- рекламные агентства;
- изготовители наружной рекламы;
- дизайнеры;
- копирайтеры;
- иные исполнители.
О разделах главных и дополнительных
В книге, содержащей информацию о бренде и правилах его использования, может быть 100 страниц либо всего 10. Как подробно описывать марку, в каких разделах и в какой очередности определяется каждой фирмой самостоятельно.
К примеру, Nike Football создал брендбук, в котором основной акцент сделан на визуализацию продукции, а текста содержится минимальное количество.
Нередко история описывается в целом разделе, чтобы компания выглядела более значительной. Новые работники получают хорошую инструкцию, упрощающей начальный этап карьеры.
Brand book «МТС»
- раздел с подробным описанием ЦА;
- гайдлайн, в котором разъясняется как применять корпоративный стиль и логотип, а также варианты
- использования фирменного цвета и элементов с обязательным разграничением «можно/нельзя»;
Брендбук «Ростелекома»
Раздел с вариантами готовых шаблонов для различных носителей (корпоративных либо рекламных), выполненных в фирменном стиле.
Примеры шаблонов из brand book «Росэнергоатома»
Почему важно иметь брендбук
В любой фирме необходимо четко понимать в каком направлении развивать, каким быть и какие цели важны для бренда в будущем. Непонимание этих вопросов могут вызывать трудности.
Например:
- у основных сотрудников мнение о работе фирмы и/или марке расходятся;
- рекламная кампания, созданная дизайнером вместе с копирайтером, адресована другой ЦА либо не учитывает
- интересы теперешних потребителей;
- у нового сотрудника отдела дизайна возникли сложности с использованием цветовой гаммы на принтах.

Избежать подобных проблем можно поможет книга, которая уберет острые моменты, а также закрепит корпоративный стиль. Кроме того миссия марки будет задокументирована. Компаниям, имеющим представительства в других городах либо странах, книга приведет в систему работу сотрудников.
Для фирмы и разработчика брендбука важно иметь четкое понимание того, для какой цели его пишут. Хороший брендбук является стартовой точкой и основой бренда.