Буквально на днях Яндекс запустил голосового помощника Алису. У большинства крупнейших компаний уже есть свои помощники. У Apple это Siri, у Гугла это «Окей, Гугл» у Windows это Cortana. Новые удобные технологии, в том числе и эта все чаще появляются и наполняют нашу жизнь. Давайте попробуем разобраться, нова ли технология голосовых распознавателей и как ее возросшая популярность может повлиять на SEO продвижение.
Рождение технологии
История распознания голоса началась еще в далеком 1952, когда мир увидел распознаватель голоса «Audrey». Он был настроен на один мужской голос и распознавал только цифры, произнесенные с определенной паузой. Несмотря на все ограничения, для того времени это был величайший прорыв, положивший начало такой удобной функции, как голосовой поиск. Дальше были разработки частных компаний, таких как IBM, этим занимались и государственные структуры. Были и дальнейшие прорывы, связанные с количеством распознаваемых слов и их интерпретацией, но основным слабым местом всех систем было недостаточное количество данных, собираемых опытным путем.
Недалекое прошлое
И тут в мае 2002 появилось приложение, под названием Google Voice Search и звезды совпали. Давно назревающая потребность для мобильных устройств заключалась в том, что на мелкой клавиатуре не всегда удобно печатать и тем более это неудобно делать в движении, за рулем, одной рукой и так далее, а голосовой поиск, даже несовершенный, в разы лучше решал эту проблему. Вторым слагаемым стало то, что теперь с помощью облачных дата-центров Гугла можно было собирать все голосовые запросы, анализировать их и тестировать новые методы распознавания. После этого развитие ускорилось по экспоненте и уже в 2010 в операционной системе Android появился свой распознаватель. В 2011 он появился в браузере Chrome. Apple тоже не стояли на месте и выпустили голосовую помощницу Siri, которая впервые появилась в их айфоне 4s в 2011. Windows на правах догоняющего в 2014 году выпустила голосовую помощницу Кортану, взяв имя из компьютерной игры Halo.
Современность
Отдельной разновидностью являются домашние голосовые помощники еще не распространенные в России, такие как Amazon Echo (Alexa) и Google Home (умные, говорящие колонки). По слухам Яндекс тоже разрабатывает свою версию подобного устройства на русском. А вот голосовой помощник Алиса уже вышел, причем эта технология основана на нейронных сетях, что наделяет ее зачатками интеллекта, за счет чего с Алисой можно просто пообщаться.
Для поисковиков все эти события означают несколько вещей:
- трафик постепенно перетекает на мобильные устройства.
Про мобильный трафик обсуждения шли уже давно и момент, когда он превысил десктопный уже произошел в октябре 2016. Эта тенденция сохраняется. Можно сделать вывод, что адаптивный дизайн это «must have» нашего времени. - запросы, заданные голосом хоть и не всегда, но отличаются от тех, что мы вводим руками.
Происходит увеличение количества низкочастотных запросов. Все это логично объясняется тем, что когда мы пишем запрос в поиск, то делаем это более лаконично, экономя время и силы, а когда мы надиктовываем запрос, то можем добавить много всего, так как это не сложно и практически не занимает время. - «Живое» общение с голосовым помощником будет увеличивать количество неординарных вопросов, наподобие: «подскажите, пожалуйста, книгу, в которой девочка увеличилась от пирожка», которые по зубам только нейронным сетям.
Выводы для SEO
- Когда оптимизируете текст под голосовые запросы, пишите естественно, в разговорном стиле. Чтобы охватить наибольшее число разговорных фраз, используйте статейный раздел.
- необходимо охватывать в текстах как можно большее количество низкочастотных запросов. Их количество будет расти.
- нужно писать тексты со смыслом, соответствующим цели страницы, т. к. нейронные сети подбирают ответ, отталкиваясь именно от смысла текста, создавая его смысловой вектор и сравнивая со смысловым вектором запроса.
- тщательно проработать структуру сайта и микроразметку, для того чтобы поиск четко понимал что на нем находится и мог выдавать его как самый релевантный ответ, соответствующему запросу.
Чтобы оставаться в топе, необходимо придерживаться новых трендов и голосовой поиск один из них. Одно понятно точно — он еще не достиг своего пика и будет дальше развиваться. Возможно даже заменив собой привычные нам органы управления, такие как мышь, клавиатура и сенсорные экраны, а взаимодействие с компьютерами будет похоже на фантастические фильмы. Будущее стремительно к нам приближается, так давайте будем к нему готовы.